2 марта 2016 г.

IMG 0998

Депутаты Городского Совета народных депутатов не один год рассматривали жалобы и просьбы населения избавить дома и дворы от «пивнушек», целиком разделяя возмущение граждан и поддерживая борьбу за право на комфорт, безопасность, благополучие среды проживания.
Однако, попытки переломить ситуацию тормозились из-за отсутствия правовых преград развитию пивного бизнеса.
Почти одновременно два весомых обращения, связанных с «пивным беспределом», приняла председатель Совета народных депутатов Ольга Павловна Шахова.
Одно – от Молодежного парламента, с предложениями ужесточить порядок размещения и условия розничной торговли пивом.
Другое – от заместителя главы округа Т.В. Классен, в связи с увеличением числа обращений в администрацию жителей города с просьбами запретить открытие пивбаров в многоквартирных домах, поскольку это ухудшает условия проживания, способствует увеличению нарушений общественного порядка за пределами пивбаров – во дворах, на детских площадках и в общественных местах. В числе предложений – рассмотреть возможность изменения условий перевода жилых помещений в нежилой фонд, а также определения границ территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

IMG 1002
Председатель Комитета по социальной и молодежной политике Совета депутатов Междуреченского городского округа Сергей Константинович Желенин открыл заседание комитета, зачитав предложения Молодежного парламента: выйти на Совет депутатов Кемеровской области, чтобы тот выступил с законодательной инициативой, обращенной к Госдуме, о внесении изменений в федеральный закон №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении употребления (распития) алкогольной продукции», в части ужесточения требований к размещению объектов реализации алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков.
- «Пивная проблема» у всех на устах, мы все наблюдаем реальность и в кулуарах говорим о массовом спаивании, - отметил Сергей Константинович. - Очевидно, что у производителей пива мощнейшее лобби, и нужно глубоко изучить ситуацию, чтобы понять, на какие факторы мы все-таки можем воздействовать, на местном муниципальном уровне и через демократические институты в стране.
Активное участие в заседании приняла начальник управления потребительского рынка, услуг и поддержки предпринимательства Елена Михайловна Архипова.

IMG 1012

Предварительно депутаты получили на руки информационно-аналитическую справку о торговле пивом на территории Междуреченского городского округа, о действующей законодательной базе, об опыте регионов России в борьбе с захлестнувшей жилые микрорайоны пивной вакханалией.
- Я обсуждала проблему с Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, - отметила Елена Михайловна. – Новокузнецкий городской округ уже обращался с подобной инициативой - запретить размещение пивбаров в многоквартирных домах и вблизи от образовательных учреждений.
Пока представительная и исполнительная власти собирают информацию: сколько по области пивных заведений и какая их часть – в жилых домах, взвешивают все «за» и «против» возможных ограничений в данном сегменте потребительского рынка.
Практически все регионы страны глубоко озабочены резким ростом количества пивных магазинов и пивных баров. Федеральный закон №171 дает право субъектам РФ принимать ужесточающие ограничения. Однако, на деле подобные меры нигде не проходят - вопросы снимают с рассмотрения.
Минпромторг России и ФАС России не поддерживают «антипивные» инициативы в регионах. По оценкам экспертов рынка, запрет на реализацию алкогольной продукции во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях только в Москве коснется от 1,5 до 2 тысяч объектов потребительского рынка, которые просто прекратят свое существование. Тогда как сегодня стоит задача снизить ограничительные нагрузки на малый и средний бизнес. Кроме того, наличие магазинов в шаговой доступности является приоритетной задачей программы развития розницы в крупных городах...
Противостоять же алкоголизации призвано повышение уровня культуры, образования и воспитания молодежи, решение проблем ее занятости.
Напротив, Роспотребнадзор последовательно выступает за ограничительные меры регулирования, - отметила Елена Михайловна.
В Междуреченске действуют более 40 предприятий общественного питания, включая кафе и рестораны, где реализуют алкогольную продукцию, и 35 пивбаров.
В кризис всем предпринимателям приходится бороться за выживание, наметилась тенденция по их сокращению. Так, из-за отсутствия дохода закрылись пивные точки по проспекту Коммунистический, 26 - «Надежда», и по улице Кузнецкая, 5 – «Штольня».
Положение усугубляет введение ЕГАИС – единой государственной автоматизированной информационной системы учета и контроля за оборотом алкогольной продукции, теперь абсолютно для всех участников алкогольного рынка.
Местный производитель пива ОАО «Славянка» выживает как раз за счет разветвленной сети пивных павильонов и баров, а также благодаря реализации пива в городах области.

IMG 1004
- Разговор о тех рамках, в которые мы хотели бы поставить торговлю пивом, должен идти предметно, профессионально и грамотно, - взял слово депутат В.Е. Байшев. – Первое, что необходимо определить – отношение власти к предмету.
Важно, чтобы не только наш Молодежный парламент и Совет депутатов, не только администрация Междуреченского городского округа, но и областной Совет, и губернаторская команда в целом ясно сформулировали свою позицию по отношению к «пивному» сегменту потребительского рынка. Конечно, речь должна идти не о запретах, а о конкретных предложениях, о переформатировании розничной торговли пивом.
Поэтому второе – это создать условия для тех форм цивилизованной торговли пивом, какие мы сочтем приемлемыми. Например, это могут быть торговые центры за городом, а также несколько особых площадок в городе, удаленных от детских учреждений.
Ясно, что одним махом этот вопрос не решить – нужно постепенно менять, вырабатывать новые, разумные и приемлемые правила игры…
Говоря о законодательной основе, Е.М. Архипова напомнила, что, хотя пиво и отнесено к алкогольной продукции, действует ряд исключений. Так, торговля пивом не подлежит лицензированию; торговать могут не только организации, но и индивидуальные предприниматели. Пивные бары при этом отнесены к категории «предприятия общественного питания», но о намерении открыть таковое собственник помещения может и не заявлять. Достаточно перевести квартиру «под офис», и далее использовать под какой угодно бизнес. Для перевода жилого помещения в нежилое предоставляется соответствующее заявление и еще четыре документа (правоустанавливающие, план помещения, поэтажный план дома и проект переустройства переводимого помещения).
Председатель Совета народных депутатов О.П. Шахова уточнила, что с ноября законодатель (Министерство строительства и ЖКХ РФ, приказ от 30 ноября 2015 г. №865-пр) внес изменения в Жилищный кодекс, благодаря которым открыть пивбар в многоквартирном доме, без стопроцентного согласия собственников помещений, теперь практически невозможно. Нельзя изменить объем общего имущества в МКД, выполнить переустройство, внести элементы реконструкции, например, устроить входной узел, без согласия собственников. Для перевода из жилого помещения в нежилое теперь также требуется их согласие .
Законодательная новелла помогла жителям дома по улице Брянская, 14, наконец, отстоять свое право на жизнь без пивбара в доме.
Депутат Н.Г. Хвалевко выразила свое несогласие с той точкой зрения, чтобы дать пивному бизнесу свободно развиваться, а проблемы злоупотребления алкоголем решать путем воспитания.
- Если у нас повсюду общедоступные пивные точки, как норма жизни, а в них и старшеклассникам свободно продают пиво, то одним лишь воспитанием проблему пьянства мы никак не решим. Позитивный эффект зависит именно от комплекса мер, они должны быть всесторонними.
Крайне же либеральным отношением к такого рода «предпринимательству» мы сегодня губим наше будущее, наших детей, и комиссия по делам несовершеннолетних ясно нам это показывает, - убеждена Наталья Геннадьевна. - Я поддерживаю ту позицию, чтобы торговля пивом велась только в крупных торговых центрах и в специально отведенных местах.
Депутаты обсудили еще ряд вопросов, связанных с санитарными требованиями к обустройству пивных заведений, с возложением на коммерсантов пивного рынка дополнительных социальных обязательств по благоустройству дворов, сооружению спортплощадок и т.п..
Председатель Комитета по социальной и молодежной политике С.К. Желенин подвел итог рабочей встрече, предложив создать документ, который отразит сложившуюся ситуацию с пивной розницей глазами избирателей и народных депутатов, и будет содержать конкретные целенаправленные предложения по оздоровлению городской среды. Над содержанием и формулировками предстоит поработать совместно с привлеченными специалистами.
Чем больше территориальных органов местного самоуправления выступят со схожими инициативами и чем больше демократических институтов общества будет задействовано, тем больше шансов отстоять конституционные права граждан на безопасные и комфортные условия проживания.